Бобры и другие гиганты суши (baby_lyaliko) wrote,
Бобры и другие гиганты суши
baby_lyaliko

Category:

Киномай - экранизации русской классики

Ну что, начинаем новый киногод! По заявкам трудящихся первой темой была выбрана русская классика (XIX века). Экранизации причем тоже отечественные. И заодно напоминаю, что это не хит-парад или что-то подобное, а просто произвольная десятка фильмов, которые я не смотрела раньше (критерии выбора разные - где-то по принципу "ух ты, я даже не знала что такое есть", где-то "все это уже видели, одна я - нет", где-то еще что-то).
По итогам этого киномесяца (если честно, даже двух - многие фильмы не по одной серии, так что я и апрель смотрела) могу сказать, что общее почти у всех фильмов - бережное отношение к тексту, сохранение авторского текста за кадром и вообще никакой отсебятины.. Вот оно что нас избаловало-то! :)) Хотя, казалось бы литература и кино - разные виды искусства и у каждого свои законы, свои изобразительные средства (это современные книги кинематографичны, их кажется и пишут сразу имея ввиду экранизацию - как сценарий), но наши пытались экранизировать буквально, не "улучшали" классиков :) Иногда это очень хорошо, иногда несколько затягивает действие. Вообще, лично мне очень полезен оказался этот месяц - я некоторые произведения перечитывала потоми и вообще с какой-то другой стороны посмотрела на школьную программу по литературе :) все-таки спустя пару десятилетий иначе оцениваешь и сами книги и события, о которых они повествуют.

may_15.jpg

Кажется у Чехова где-то было сказано, что русские собираясь вместе говорят исключительно о высоких материях - о любви или о смысле жизни. Точную цитату не нашла, может и путаю. Но к моему киномесяцу это высказывание подходит - все так и есть - о любви и/или о смысле жизни!


1. А.П. Чехов
"Моя жизнь". Реж. Григорий Никулин , Виктор Соколов, 1972 г. Восхитительная Терехова (обожаю ее!), молодой Любшин (нереально красивый), прекрасные Юрий Соломин и Алиса Фрейндлих - играют все отлично.
Практически дословная экранизация - как экранизация очень хороша - подробно, неспешно, дух и буква Чехова бережно сохранены. Но Чехов (имхо) злее, желчнее, герои в фильме мягче, Вова говорит что это от всеобщего интеллигентского восхищения Чеховым :) возможно. По сути это повесть о дауншифтинге того времени (особенно если под дауншифтингом понимать не столько "жизнь для себя, в свое удовольствие", сколько "отказ от чужих целей"). Короче, про любовь и про смысл жизни - все как мы любим :) Три серии пусть вас не пугают - они короткие, так что весь фильм как одна первая часть "Властелина колец" :)

2. А.С.Пушкин
"Станционный смотритель". Реж. Соловьев, 1972. В главных ролях: Николай Пастухов, Марианна Кушнирова, Никита Михалков.
Тоже очень подробная, неторопливая экранизация. Визуально красивая, но статичная, "живописная" - просто подобрали красивые лица, созвучные эпохе, играют там только два главных героя - смотритель и Минский (Пастухов и Михалков соответственно). Бонусом прекрасный романс ("Не спрашивай, зачем унылой думой").

3. А.Н.Островский
"Последняя жертва". Реж. Петр Тодоровский, 1975. В ролях: Маргарита Володина, Олег Стриженов, Михаил Глузский, Леонид Куравлёв.
Меня прельстил режиссер, конечно. Но пока смотришь, думаешь - да ну, водевиль, скучно - купцы опять, бедные вдовушки, самоотверженные влюбленные женщины. А потом как-то не отпускает эта история, вспоминается и понимаешь, что все это ни капли актуальности не потеряло - любовь и деньги - вечная тема :)

4. Н.В.Гоголь.
"Женитьба". Реж. Виталий Мельников, 1977. В ролях целое созвездие: Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Олег Борисов, Владислав Стржельчик, Борислав Брондуков, Евгений Леонов, Майя Булгакова.
Была у меня мысль посмотреть свеженького "Вия", но я глянула трейлер и эту мысль отогнала! Выбрала "Женитьбу" - самая смешная пьеса Гоголя и актеры просто великолепные, но в целом смотреть скучновато.. Я теоретически понимаю, что вообще это все должно быть смешно, но почему-то мне не смешно. И вообще Гоголь меня никогда не смешит, какие-то персонажи у него совсем не симпатичные - и наверное оттого не смешные, ни одного хоть в чем-то положительного героя, даже удивительно.

5. И.С.Тургенев
"Дворянское гнездо". Реж. Андрей Кончаловский, 1969. В гл. ролях: Ирина Купченко, Леонид Кулагин, Беата Тышкевич.
Визуально фильм манерный и вычурный, я бы даже сказала выпендрежный - не даром художник-постановщик там был Двигубский, все эти яркие краски, интерьеры, костюмы. Как раз накануне я прочла где-то в журнале какой он вызвал фурор своим возвращением в Москву - иностранец, француз. Играет там, по-моему, только Купченко. А главный герой мне не нравится, особенно раздражает голос - не соответствует внешности. Бывает несоответствующий голос обогащает внешность, а тут наоборот. А еще какой-то он вялый что ли (фильм), только под конец живые сцены появляются (опять же - благодаря Купченко)..

6. М.Е.Салтыков-Щедрин
"Оно" (экранизация "Истории одного города"). Реж. Сергей Овчаров, 1989г. В ролях: Ролан Быков, Наталья Гундарева, Светлана Крючкова, Елена Санаева, Леонид Куравлёв, Родион Нахапетов.
Очень своеобразное кино, очень. С одной стороны - изобретательное по форме, вот эта пародия на немое кино, на хронику, и очень в духе Салтыкова-Щедрина -даже не представляю как еще можно экранизировать такой текст. Один градоначальник вмещает в себя черты самых разных исторических персонажей (у Салтыкова -того времени, а в фильме в основном советских). Пародия на советское время сопровождается прямыми цитатами из книги, которые ложатся на видеоряд как влитые, как только что написаны - свежи и актуальны :) Но главное отличие в том, что книга все-таки очень смешная (имхо), а вот фильм производит впечатление грустное и даже местами страшное.. Ну и под конец слишком затянуто, не удержался автор от более подробного показа более близкого времени. Прям всем подряд рекомендовать не стану, но киноманам - да. Наверное надо еще что-то этого же автора посмотреть, уж очень самобытен.

7. А.И.Куприн
"Олеся". Реж. Борис Ивченко, 1971г. В гл. роли Людмила Чурсина, а также Геннадий Воропаев, Борислав Брондуков.
Чурсина хороша, а вот в целом мне как-то не понравилось.. не торкнуло, что говорится. Главный герой какой-то несимпатичный, наверное в этом все дело :)

8. Ф.М. Достоевский
"Преступление и наказание". Реж. Лев Кулиджанов, 1969г. В ролях: Георгий Тараторкин, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Бедова, Виктория Фёдорова, Ефим Копелян, Евгений Лебедев, Майя Булгакова.
Гениальная экранизация (и как экранизация и как фильм сам по себе). Даже не знаю что добавить. Если не видели - смотрите. Я впервые как-то прочувствовала (понимать-то вроде понимала), но тут именно прочувствовала, сколько у Достоевского всего понакручено в событийном ряду!

9. М.Ю.Лермонтов
"Герой нашего времени". Реж. Станислав Ростоцкий, 1965г. В ролях: Владимир Ивашов, Алексей Чернов, Светлана Светличная, Александр Орлов и др.
Фильм двухсерийный, первая серия - Максим Максимыч и Тамань, вторая серия - Бэла. Первая серия скучна, откровенно говоря, а вторая очень даже ничего. Кстати, я так понимаю эта самая вторая серия вышла отдельным фильмом "Бэла" - тот же год, режиссер, актеры (видать не только мне вторая серия показалась более удачной и интересной). Вообще я не помнила, что Печорин такой гад, прям ужас что такое..

10. Л.Н.Толстой
"Крейцерова соната". Реж. Софья Милькина, Михаил Швейцер, 1987г. В ролях: Олег Янковский, Александр Трофимов, Ирина Селезнева, Дмитрий Покровский, Алла Демидова.
Это роль для Янковского, однозначно, он в ней блистает - гениально сыграл. Но фильм для меня тяжелый - и история мутная и Толстого позднего я не люблю, мне все время с ним спорить хочется. Но если отстраниться от этого - то фильм хороший.
Tags: Киногод, Киношка
Subscribe

Posts from This Journal “Киногод” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Posts from This Journal “Киногод” Tag