Бобры и другие гиганты суши (baby_lyaliko) wrote,
Бобры и другие гиганты суши
baby_lyaliko

Category:

Киноиюнь - сестры Бронте

Итак, четвертый киногод стартует с темы "Сестры Бронте". Я смотрела экранизации романов - «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Грозовой перевал» Эмилии Бронте и «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» Энн Бронте. И не только!

june_18.jpg



Джейн Эйр
1. Джейн Эйр / Jane Eyre, 1983.
Начала я со знаменитого английского сериал 1983 года (с Зилой Кларк и Тимоти Далтоном) - его в свое время показывали по советскому ТВ. Оригинальная телепостановка состоит из 11 серий по полчаса. Пишут, что есть четырехчасовая версия, чуть укороченная, но мы не ищем легких путей! Подробная, прямо таки дословная экранизация. С одной стороны - это хорошо, с другой - местами так затянуто и нудно, что просто невыносимо. Хотя первые две серии, где рассказывается про детство Джейн, со мной смотрели дочки - сидели как приклеенные и переживали :) К минусам можно отнести возраст заглавной актрисы (ей за тридцать (а героине-то 18!) и это очень заметно, а Рочестер наоборот слишком молод по сравнению с ней - у актеров разница всего 6 лет) и большой минус - общее качество съемки - это чисто телевизионный проект, сейчас сериалы не отличаются от кино качеством картинки, тогда отличались и довольно сильно. И в целом - это, конечно телепостановка - простая и безыскусная. В общем, единственное достоинство этой версии - интересная внешность главного героя. Тимоти Далтон вообще не в моем вкусе, но я понимаю почему целое поколение женщин считают его идеальным мистером Рочестером.


2. Джейн Эйр / Jane Eyre, 1996.
В 1996 за экранизацию Джейн Эйр взялся Франко Дзифирелли. На главные роли он взял Шарлотту Генсбур и Уильям Хёрта. Его фильм практически идеален. Дзифирелли удивительно точен во всем, в том числе в передаче разницы в возрасте главных героев - актеров разделяет больше двадцати лет. Шарлота Гинзбур - идеальная Джейн. Как раз такая как надо - некрасивая, рассудительная, спокойная. История в фильме полностью очищена от романтизма - Рочестер совершенно лишен байронических черт, некоторые сюжетные линии убраны (воссоединение семьи, бродяжничество Джейн и т.п.), вся мистика, вся таинственность - все убрано, все рационально, все обосновано. Это по-своему хорошо, но в книге это все-таки было. Сценарий очень хороший (в отличие от экранизации с Васиковской) - все персонажи прописаны, в эпизодах и прочем - все необходимое есть, ничто не повисает в воздухе, ничто не остается необоснованным. Но сама романтическая любовная линия бледна и невыразительна как внешность главных героев, да простят меня актеры, которые играют замечательно, но страсти там нет и близко - именно из истории ее изъяли. И не смотря на то, что я назвала этот фильм идеальным, больше мне понравилась следующая экранизация.


3. Джейн Эйр / Jane Eyre, 2006.
Минисериал ВВС - играют Рут Уилсон (это ее первая главная роль!) и Тоби Стивенс. Самая романтичная и страстная версия. Кстати, единственная из четырех, которую поставила женщина! За мелодрамой и романтической историей - сюда. Герои флиртуют, шутят, видно как развиваются отношения - увлечение, ревность, попытка сдержать чувства. Тут нам (наконец-то!) показывают, что Джейн влюблена и что Рочестер действительно ее "выделяет", как говорит миссис Фейрфакс. И прекрасно переданы вот эти эмоциональные качели - когда Рочестер то резок, то нежен, то холодно приказывает, то вдруг откровенничает. Вообще выбор Рут на эту роль тем удивительнее, что внешне она скорее отрицательная героиня или стерва. Но вот этот стервозный стержень ей видимо и помогает - у ее Джейн явно есть характер. Рыжего Тоби Стивенса завили и перекрасили в брюнета - и он стал вполне себе байроническим героем. И интересно, что они сделали вот эти почти эротические сцены - после несостоявшейся свадьбы Рочестер не пытается душить ее (как в фильме с Фассбендером) в бессильной ярости, что она уйдет, он пытается соблазнить ее, понимая, что она его любит и ей будет трудно с ним расстаться. И это хорошо - это собственно и показывает характер героини - не то, что она сбежала от чувака, который сначала хотел обмануть ее, а потом придушить, она сбежала не от его страсти, а от собственной. Отреклась от страсти в пользу долга, но не навсегда (как Сент-Джон), а только до той поры, когда долг перестал быть препятствием. Книга ведь об этом.
Плюс здесь отличная передача характеров и логики событий. И отлично поданы второстепенные персонажи - идеальная Адель - легкомысленная куколка, которую волнуют только наряды и подарки, идеальная Грейс Пул - здоровенная зловещая бабища, которая и любовницей явно не может быть и непонятно откуда у нее особое положение в доме. В общем, именно эта версия - мой фаворит! И Рут Уилсон я обожаю - возможно она не идеальная Джейн, но лично мне нравится именно ее исполнение.


4. Джейн Эйр / Jane Eyre, 2011.
В 2011 за Джейн Эйр взялся Кэри Фукунага - режиссер, снявший шедевральный первый сезон "Тру детектива". В ролях Миа Васиковска, Майкл Фассбендер, Джуди Денч, Джейми Белл, Салли Хокинс. Я много ждала и из-за несбывшихся ожиданий буду сейчас ругать эту версию особенно злобно. И даже не за то, что Васиковска похожа на моль с вечно испуганным и напряженным лицом, а Фассбендера сделали каким-то удивительно некрасивым. И не за то, что они как родственники с своими квадратными лицами и тонкими губами, инцест прям какой-то. А за нелепые изменения в истории и за то, что собственно лав-стори тут потерялась. Понятно, что 2 часа экранного времени это не тоже самое, что 4 часа мини-сериала. Но это достаточно, чтобы рассказать историю (у Дзифирелли же получилось). Как у героев все развивалось, почему и зачем - пропало все, непонятно. Зачем было тратить экранное время на детство Джейн (тем более находить девочку на эту роль максимально НЕ похожую на героиню, это вообще очень странно) - она могла это все просто рассказать Рочестеру - и суть истории мы бы узнали и был бы дополнительный эпизод общения между ними - показывающий симпатию, доверие, не знаю, интерес.. А так их отношения выглядят странно - с чего вдруг любовь какая-то? Непонятно зачем опустили историю с ее кузенами - точнее то, что они ее кузены - ну ладно, возможно решили, что это для современного зрителя неправдоподобное совпадение, но отдавать три четверти своего очень солидного наследства чужим (пусть и помогшим тебе в трудную минуту) людям - это не менее неправдоподобно. А главное, получается, что она ПОКУПАЕТ себе семью - сестер и брата и те согласны. Это вообще ни в какие ворота! В чем смысл этих изменений? Бланш играет душечка Имоджен Путс и ей вообще не дали никак проявить себя :( Сцена с приходом Джейн на пепелище нелепа и смешна, зачем сценаристы такое делают?! Значит, был такой пожар, что рухнула крыша замка, но внутри почти нет обломков, стоит черненькая (но целая!) мебель и куколка лежит тряпичная - тоже черненькая, но целая. Огнеупорная тряпичная кукла уцелела в пожаре и лежала еще год Джейн дожидалась. Ну блиииин..


Удивительно, почему никто (ни в одной из экранизаций) не делает Сент-Джона красавцем - таким как он описан в книге? Он должен быть радикально красивее Рочестера - ведь в этом смысл - она выбирает между некрасивым и старым, но любящим и молодым красавцем, который зовет ее замуж, но не любит ее. Но никто не решается - только в самой старой версии Сент-Джон более менее ничего, но Рочестер харизматичнее в разы, конечно. Забавно, как форма искусства диктует свои правила.
Еще сделала открытие, что Гильермо дель Торо в "Багровом Пике" неоднократно цитирует "Джейн Эйр" - например, речь, которой главный герой охмуряет бедняжку Эдит - это речь Рочестера.


Грозовой перевал
5. Грозовой перевал / Wuthering Heights, 1970.
Грозовой перевал я начала смотреть с версии 1970. И опять Тимоти Далтон в главной роли! Совсем молоденький. С таким лицом он, конечно, был обречен играть подобное. Кэти играет Анна Калдер-Маршалл. После фильма поняла, что она у меня ассоциируется с Маленькой Разбойницей из сказки про "Снежную королеву" - так что хорошо актрису подобрали :) Эта экранизация по мотивам - сильно укороченная версия, только история Кэти и Хитклиффа, причем с измененным финалом. Ну, точнее они умерли, как и в книге - но немного при других обстоятельствах. В принципе все это можно подать и не так надрывно - история о том, что девушка любила одного, а замуж вышла за другого довольно банальна. Но уж этот романтизм - все сходят с ума, болеют и умирают от невиданных страстей. Муж Кэти - Линтон - симпатичный, хорошо его показали - полная противоположность Хидклифу, как и должен быть. В общем, годная экранизация, но без вау-эффекта.


6. Грозовой перевал / Wuthering Heights, 2009.
В ролях Том Харди, Шарлотта Райли, Эндрю Линкольн, Сара Ланкашир, Берн Горман. Эта версия тоже по мотивам, но еще более вольная. Кэти и Хидклиф выглядят очень современно - одежда (шарфики всякие нашейные, у Хидклифа камзол скорее на косуху похож), лицо Кэти, прическа. Тут вообще много "по мелочи" добавили отсебятины - подчеркивание происхождения Хидклифа - что его считают бастардом, игра с Хинли на порку, истеричные выяснения отношений, Линтон хочет выгнать Кэти из дома, а самое главное - Кэти и Хидклифф тут любовники до ее брака (и ноль переживаний на эту тему, хотя бы с ее стороны - так может быть сейчас, но не в викторианской Англии!). Вот это странное сочетание - главные герои выглядят и ведут себя как современные люди, прям фильм о попаданцах какой-то, а не Грозовой перевал. Нервные припадки Кэти убрали и "сделали" ей воспаление легких из-за побега в рубашке в дождливую ночь (и долбанутый Хидклиф держал ее на руках и даже не прикрыл своим плащом). Странно, что силу чувств убрали (точнее оставили, но как-то очень уж телесно ее выразили) тогда логично было бы убрать и всю мистику - но нет, ее-то как раз оставили. Очень современно. Силы духа нет, зато есть призраки и чертовщина. И Хидклиф застрелился. В общем, это экранизация, которую я не рекомендую.


7. Грозовой перевал / Wuthering Heights, 2011.
В 2011 году еще одну версию сняла Андреа Арнольд. В ролях юные и неизвестные Джеймс Хаусон, Соломон Глэйв, Пол Хилтон, Шеннон Бир. Ооооочень необычно. Дождь, туман, грязь, грубость, темнота, ветер, простор. Снято как будто это современная драма о любви неблагополучных подростков. С определенной точки зрения "Грозовой перевал" действительно роман о неблагополучных подростках (по крайней мере половина его) - так что что-то в этом есть! И дело даже не в том, что герои ходят чумазыми и неумытыми растрепами, а в манере съемки - дрожащая камера, неожиданные крупные планы, трава, букашки.. Не то что бы совсем необычная операторская работа, но необычная для экранизации классики. Хидклифа играет чернокожий. Мне неожиданно понравилось. Это не романтизм, конечно, никаких призраков и всего такого, но сильные чувства. Очень своеобразно и атмосферно. И как будто вне времени. Этим и хорошо. Как и в варианте 70 года - тут история только Кэти и Хидклифа, без следующего поколения.
И наконец-то в этой версии (из 4х) показали сцену знакомства с Линтонами в детском возрасте (как это и было в книге), а не во взрослом (когда это выглядит по-идиотски!!)

Еще есть вариант "Грозового перевала" 1992 года с Жюльет Бинош и Рэйфом Файнсом. Но он был у меня в другой теме и я решила тут не повторяться, хотя пересмотрела, признаюсь. Забавно, как по-разному смотришь фильм когда ты уже читал книгу или когда ничего не знаешь о истории, которую тебе расскажут. Могу сказать, что как экранизация довольно объемного романа, описывающего жизнь не одного поколения - фильм очень хорош. Все нужное показали, про всех рассказали (хотя бы двумя словами) - все ниточки собрали в узел.

Помимо экранизаций я выбрала еще пару фильмов про самих сестер - их судьба не уступает романам.

8. Сестры Бронте / Les soeurs Brontë, 1979. В главных ролях Изабель Аджани, Мари-Франс Пизье и Изабель Юппер. Фильм охватывает почти всю жизнь сестер, но на байопик не тянет совсем. Выбор актрис на роли сестер не однозначный - они все слишком красавицы - а Эмили (Аджани) вообще ослепительна - то есть или надо как-то обыгрывать это - почему они не вышли замуж с такой внешностью (ну, ок, Шарлотта вышла перед смертью) или хотя бы почему поклонники табунами за ними не ходили или тогда не надо таких красоток брать. В Эмили подчеркнуто ее бунтарство (ходит в штанах, дерзит соученицам, стреляет и вообще вся такая "внезапная и противоречивая" - прям ее герои Кэтрин и Хидклиф в одном лице). Про Шарлотту показывают ее увлечение учителем в Бельгии, больше про ее характер ничего не ясно, когда она ему говорит, что она некрасива (это Пизье-то!) - сам Станиславский бы встал из гроба и завопил "не верю"! Энн вообще непонятно что такое - кроме того, что она красивая как Офелия сидит у ручья, да еще высказывает брату неудовольствие его интрижкой.
Тема о том, что сестры что-то пишут возникает почти в конце фильма. Очень внезапно, прям так - хрясь и три романа под псевдонимом. Как обухом по голове. А половину фильма вообще показывают их брата и его историю. То есть это скорее история несчастного Бренуэлла Бронте, которые подавал надежды, но так и не подал. Нет, я не против, но смотрится немного странно. Авторы возможно хотели сделать не столько фильм-историю, сколько фильм-атмосферу, но атмосфера получилась так себе. И смотреть скучно.


9. Вошедшие незримо: сестры Бронте / To Walk Invisible: The Bronte Sisters, 2016.
Сняла и написала сценарий некая Салли Уэйнрайт - замечательная женщина, судя по этому фильму, надо еще что-нибудь посмотреть. В ролях совершенно неизвестные мне актеры (кроме Джонатан Прайса, конечно) - Финн Аткинс, Чарли Мерфи, Хлоя Пирри, Адам Нагаитис. Мне прям очень-очень понравился фильм! С одной стороны приземленная жизнь - размышления как заработать, с другой - объяснение многих тонкостей - почему они писали под псевдонимом, почему открылись. Каст идеальный - все три сестры мне очень понравились и так здорово, что у них обычная внешность, они не красотки. И в бытовом смысле как-то более реалистично все показано, мне кажется. В общем, я горячо рекомендую!

Вообще изначально у меня был такой план - 4 экранизации "Джейн Эйр" + 4 "Грозового Перевала" + 2 фильма про самих сестер. Но после "Вошедших незримо", где мне так понравились все три героини, я пожалела, что выключила Энн из списка и срочно прочла ее роман и посмотрела экранизацию :) Так что это Энн Бронте виновата в том, что киноиюнь задержался :)

Незнакомка из Уайлдфелл-Холла
10. Незнакомка из Уайлдфелл-Холла / The Tenant of Wildfell Hall , 1996.
ВВС-шный мини-сериал. Тут мы опять видим Тоби Стивенса - только моложе на 10 лет (с возрастом он симпатичнее, имхо), видим Тару Фитцджеральд (она играла злобную тетку Джейн Эйр в экранизации 2006 года) - вот ей молодость идет. И третью главную роль играет Руперт Грейвз. Все краски сгущены, отрицательные черты главного героя усилены и все более физиологично, чем в романе. И вообще более физиологично, чем вы возможно ожидаете от "английского женского романа". Судя по обложке кажется, что это легкая костюмная драма про любовный треугольник, но это скорее история о семейном насилии и несчастливой женской доле в викторианской Англии. Но не пугайтесь, это вполне симпатичный костюмный мини-сериал, любителям стоит смотреть.
Интересная внешность у главных героев - актриса не красавица (хотя по роману должна), но для роли она очень подходит. А вот актеры - их с легкостью можно поменять местами, не в смысле, что они плохо играют, они оба молодцы, но у них обоих двойственная внешность - легко представить Тоби Стивенса в роли Артура, а Грейвза в роли положительного Гилберта. Думаю поэтому Стивенс потом и получил роль Рочестера, там тоже нужна такая двойственность - не все могут играть и положительных и отрицательных героев.

Что-то чудовищный пост по объему вышел, сама не ожидала.


В общем, милый киноиюнь получился, я довольна, обязательно устрою еще такой же марафон по Джейн Остин - вот где у меня пробелы - ничего не видела! Но не подряд, в июле надо что-то современное посмотреть для контраста!
Tags: Киногод, Киношка, Сериалы-мини/макси
Subscribe

Posts from This Journal “Киногод” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “Киногод” Tag