Бобры и другие гиганты суши (baby_lyaliko) wrote,
Бобры и другие гиганты суши
baby_lyaliko

Categories:

Достоевский "Бесы"

После Стиляг захотелось мне еще нашего кино, выбрала несколько сериалов (вроде хвалят наконец, пора ознакомиться) и первый в этом ряду был мини-сериал Владимира Хотиненко “Бесы”, по одноименному роману Ф.М. Достоевского. Впечатления от просмотра остались противоречивые - что-то очень понравилось, что-то не очень, что-то совсем не понравилось. Но зацепило. Да так зацепило, что достала и перечитала роман и решила посмотреть еще экранизации и не остановилась, пока не посмотрела все, что сняли за последние лет 40. И если вначале у меня было много претензий к версии Хотиненко, то посмотрев другие, я поняла, что это, пожалуй, лучшая экранизация на сегодня. Но обо всем по порядку.

besy2014_15.jpg

По понятным причинам роман, где один из героев прямым текстом говорит, что революционеры - это бесы, которых надо изгнать из “больной” России, в СССР был не в фаворе. Экранизировать его у нас начали только в 90е и с тех пор наснимали аж четыре версии, которые я героически посмотрела все. А в 60-70-80е несколько фильмов сняли всякие иностранцы - немцы, итальянцы, но из них я посмотрела только один, самый знаменитый - франко-польский фильм Анджея Вайды 1987 года.

Достоевский это такая гремучая смесь - с одной стороны закрученный детективный сюжет, так что триллер впору снимать, чтоб зритель продохнуть не мог от переживаний. И было бы здорово, конечно, если бы "Бесы" смотрелись как первый сезон "Тру детектива" - чтоб сел, начал смотреть и очнулся под утро, досмотрев до конца. А с другой - герои-то ни слова в простоте не произносят - все о сложном, да о высоком, все с Мыслью, да иногда с такой, что ее всю жизнь можно думать. Это детективной интриге и скорости восприятия очень мешает.

А еще (имхо) у Достоевского очень выражены два слоя в произведениях - реалистичный - где все герои живые люди. Своеобразные, в его духе - странные, нервные, склонные к истеричности и экзальтации, но живые, с характером и судьбой. И второй слой, крайне важный, который зачастую забивает собой первый - идейный (или символический, не знаю как назвать) - где все герои носители какой-то идеи или философии и все они сложным образом связаны между собой. То есть, например, в Бесах, два центра “идейных” - Ставрогин и Верховенский-старший. Степан Верховенский- отец Петру Степановичу (это же не просто так, ничего просто так у Достоевского не бывает - либерал-болтун породил отчаянного нигилиста и убийцу), он же воспитатель и учитель Ставрогину, Даше, Лизе, да и пятерка - почти все члены его “кружка” и даже Федька - его крепостной, чья судьба тоже, возможно определена была тем, что его проиграли в карты. Ставрогин же, помимо его собственной истории, рассыпает вокруг себя самые разные идеи, не обращая внимания кто и как ими воспользуется - от философии, что вера в Христа дороже Истины, до идеи убить члена кружка, чтобы повязать всех остальных.. Не говоря уж о его женщинах и вот этом всем.
Как это все адекватно экранизировать - не понятно. Хотиненко в интервью сказал, что Достоевского экранизировать невозможно. Ну, типа он попытался, но вообще это невозможно :) наверное, он прав. Но, тем не менее, давайте рассмотрим попытки.

besy_4.jpg

Фильм Анджея Вайды Бесы / Les possédés, 1987. Снят по пьесе Альбера Камю «Одержимые», который по роману Бесы, конечно, но все-таки это не одно и то же. Но у нас официально переводят "Бесы", чтоб отечественному зрителю понятнее было, видимо. В ролях тут звезды: Омар Шариф - Верховенский-старший, Изабель Юппер - жена Шатова, Ежи Радзивилович - Шатов (и он единственный на реального человека похож, не ходульный, хотя и слишком мямля, в отличие от книги), Ламбер Вильсон - Ставрогин. Збигнев Замаховский - Лямшин, остальных актеров совсем не знаю.
besy_1.jpg

В этой версии больше, чем где-либо еще, подчеркивается роль старшего Верховенского и его связь с революционерами. В самом начале есть сцена, где Степан Верховенский говорит: "Это вы измените этот мир?" А Петр отвечает: "Да! Как ты хотел! мы восприняли твои идеи, но ты их не узнаёшь!” И про связь старшего Верховенского с Федькой есть - Шатов ему говорит - мол, если бы вы его не продали за карточный долг, может он бы и не убивал сейчас. И заканчивается фильм тоже Верховенским-старшим, который говорит, что бесы - это мы, но Россия переболеет и возродится.. ну и далее по тексту.
В целом, в этой версии больше внимания уделяется Шатову и его истории и Верховенскому-старшему. Ставрогина под конец просто не показывают - и он и Лиза остаются живы, их дальнейшая судьба остается за кадром. Фильм скорее именно о политических идеях, не философских. И герои все как неживые, какие-то функции, а не люди. При этом видно, что очень старались историческую достоверность и колорит соблюсти, но вышло все очень гротескно и преувеличено, режет глаз.
Ставрогин вылитый Дракула.
besy_7.jpg

Хромоножка Лебядкина совершенно карикатурна
besy_14.jpg

У Федьки Каторжного выбрито полголовы и татуировка на лбу и щеках КАТ - такое было, но в другое время. Да и в целом все как-то диковато выглядит - страшные бородатые kazaki лупят всех розгами и нагайками, пейзане, замотанные в какие-то тряпки на манер туарегов, серый облезлый город. Пожар совершенно апокалиптичный и сопровождается какими-то странными песнопениями - вроде поют “господи, помилуй”, но на голоса хора накладывается соло в оперном стиле.. Дали бы героям другие имена - было бы легче отвлечься от этих раздражающих мелочей, наверное.
Подумалось, что если судить о нас вот по таким фильмам - русские пипец какие мрачные, жестокие и загадочные :)


besy_6.jpg

Бесы 1992 года. Написали сценарий и срежиссировали эту экранизацию Игорь Таланкин с сыном Дмитрием. Конечно, здесь тоже многое сокращено и изменено. Верховенского-старшего нет совсем. Есть дуэль Ставрогина, но не с Гагановым, а с Маврикием Николаевичем (и за нос он водит тоже его. Почему-то). И вообще тут центральная роль у Ставрогина, остальные для обрамления. Фильм путанный, особенно поначалу - какой-то набор не связанных между собой сцен - выходят герои и декларируют свои идеи. Если не читать роман, мне кажется вообще невозможно понять что к чему.
Каст очень завлекательный, я из-за него возлагала на этот фильм большие надежды, но они не оправдались.
Андрей Руденский - Ставрогин. Ну… ок, да, неплох.
besy_13.jpg

Петр Юрченков ст. - Петр Верховенский (вообще-то староват, актеру за сорок, а герой-то молод, 30 нет)
besy_8.jpg

Дмитрий Певцов - Кириллов - мискаст, ходит полуголый и мускулами играет.
besy_10.jpg

Сергей Гармаш - Шатов, вот это неплохо, да.
besy_11.jpg

Алла Демидова - Лебядкина. Демидова гениальная актриса, я ее очень люблю, играет она очень трагично, но елки-палки, ей тут под 60 вообще-то! Это видно. Какая Лебядкина? Она выглядит как мать героя, это совершенно не нужные какие-то смыслы придает.
besy_12.jpg

Ирина Скобцева - генеральша Ставрогина. В мехах. То ли представление художника по костюмам о богатстве, то ли Скобцева свои принесла. Ольга Кабо - Лиза. Ну ладно, допустим. Но соблазнение в карете с показом сиськи было не обязательным, по-моему. Армен Джигарханян - Лебядкин. При всем уважении - это такой же мискаст как и Лебядкина. Ну какой из Джигарханяна “Фальстаф”? Он подавляет всех вокруг просто своим присутствием. Фёдор Бондарчук - Федька каторжный. Кривляется и слишком молод для своей роли, заметим. Это вообще одна из его первых ролей. Вячеслав Тихонов - Архиерей Тихон - этот хорош, да.
В целом получилось очень характерное кино 90х - мрачное, депрессивное, темное по колориту, какое-то дерганое, недоделанное. Интерьеры странные и сюрреалистичные. На что-то, видимо не хватало денег, например озвучка совершенно ужасна - стоит толпа - слышен один голос, бегут двое - шаги одного слышны. Отдельные сцены подробные и верные, но от этого только хуже - думаешь, неужели это у Достоевского бред такой?


besy_3.jpg

Сериал "Бесы" 2007 года.Валерий Ахадов, Геннадий Карюк - режиссеры, Геннадий Карюк еще и оператор. Кстати, этот Геннадий Карюк - снимал как оператор мой любимый фильм Муратовой Долгие проводы. И вообще несколько фильмов с ней снял. Это заметно, операторская работа необычная - ракурсы снизу, сверху, под углом, искажение.. камера прыгает иногда, иногда герои меняются местами - то был справа, то вдруг слева, потом опять справа. Постоянная игра теней, свет тоже снизу, или прожектор направленный или еще как - с вывертом. Только непонятно зачем все эти игры, тем более в телепостановке. Лучше они ее, к сожалению, не делают.
Эта версия самая подробная и сюжетно по книге, без переделок, даже есть рассказчик, как в романе - он читает закадровый текст и в кадре появляется. Но при этом претендент на звание худшей экранизации. Я даже не знаю как я эти 6 серий досмотрела. Смотрится как советский телеспектакль, даже картинка сама странная - то ли пленка старая телевизионная, то ли что.. И снимали все только в павильоне, уличные сцены на фоне нарисованного леса. Крайне странные интерьеры - У Верховенского-старшего какая-то художественная студия, а не квартира, дом, где живут Шатов, Кириллов и другие - щелястый, дощатый, между досками всегда свет пробивается, на именинах у Виргинского - какие-то химические колбы и стекляшки. Сюр и балаган, но это бы не беда, если бы не было убийственно скучно.
Кроме того, каст максимально спорный, на мой вкус так весь почти мимо.
Ставрогин - кудрявый блондинчик Юрий Колокольников - ходит вялый и скучный.
besy_5.jpg

Лебядкина - Инга Оболдина, Вдовиченков - Шатов, Игорь Гордин - Кириллов, Лебядкин - Виталий Хаев (лысый брутальный чувак с кубиками на прессе, полный мискаст).
Евгений Стычкин - Петр Верховенский (маленький фюрер с нелепыми длинными патлами и мерзкой бородкой),
besy_9.jpg

Даша - Екатерина Вилкова (и у них со Ставрогиным прям почти секс в кадре), Ирина Купченко - генеральша Ставрогина, Лиза - Глафира Тарханова.
Играют все странно - то просто плохо, то клоунада какая-то, из всего сериала Купченко только живая, да Вилкова, да Тарханова.

Боже, какой огромный текст получается, а я еще про сериал Хотиненко не начала рассказывать и про еще один фильм! Придется две поста сделать.

Продолжение следует.
Tags: Киношка, Сериалы-мини/макси
Subscribe

Posts from This Journal “Киношка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments