Бобры и другие гиганты суши (baby_lyaliko) wrote,
Бобры и другие гиганты суши
baby_lyaliko

Categories:

Достоевский "Бесы" - продолжение

Итак, в первой части я рассказала про три экранизации "Бесов" Ф.М. Достоевского - франко-польскую 1987 года, и две наших - фильм 1992 года и мини-сериал 2007. Осталось еще две версии и обе они вышли в 2014 году - 4х серийный мини-сериал Владимира Хотиненко и фильм снятый Романом Шаляпиным.

besy2014_22.jpg


Мини-сериал 2014 года. Сценарий написали Владимир Хотиненко и Наталья Назарова и сразу обезопасили себя от всех упреков в отклонении от сюжета - в титрах заявлено, что кино по мотивам. "По мотивам" выражается в изменении хода событий - история показана как “расследование” уже произошедших событий. И во введении нового персонажа, следователя Горемыкина - вместо хроникера из романа. Это как бы резонер. Причем, отражающий не столько позицию Достоевского, например, сколько позицию нашего современника. Так же добавлены сны (или видения?) разных персонажей - от Ставрогина до следователя Горемыкина.

Но суть по возможности вся сохранена - и к персонажам и к тексту отношение очень бережное - возможно бережнее, чем в других версиях, хотя, конечно, есть изменения и сокращения, иногда очень значительные. Например, урезали и в конце оборвали линию старшего Верховенского. Поскольку это один из "идейных" центров (о чем я писала в прошлом посте), мне было очень интересно поразмыслить - почему так сделали. И сначала я, признаться, даже подумала о слишком большом сходстве с современным поколением либералов, мол, не захотели может "дразнить гусей"? Ну действительно - когда читаешь у Достоевского: "..оказалось возможным простоять всю остальную жизнь, более двадцати лет, так сказать, «воплощенной укоризной» пред отчизной, по выражению народного поэта:
Воплощенной укоризною
Ты стоял перед отчизною,
Либерал-идеалист.
.. Наш же Степан Трофимович, по правде, был только подражателем сравнительно с подобными лицами, да и стоять уставал и частенько полеживал на боку. Но хотя и на боку, а воплощенность укоризны сохранялась и в лежачем положении.. Посмотрели бы вы на него у нас в клубе, когда он садился за карты. Весь вид его говорил: «Карты! Я сажусь с вами в ералаш! Разве это совместно? Кто ж отвечает за это? Кто разбил мою деятельность и обратил ее в ералаш? Э, погибай Россия!» — и он осанисто козырял с червей."
Это безумно смешно и это очень актуально, я уверена что каждый из вас знает хотя бы одного такого вот пустого болтуна - "борца с режЫмом", который тоже из себя воплощает укоризну отчизне, но ни хрена в своей жизни не делает при этом.
Но сходство сходством, классика тем и хороша, что любые времена находят в ней сходство с собой, но персонаж этот проходит непростой путь. И заканчивает этот путь просветлением, пониманием своей негативной роли и надеждой на лучшее (надеждой на лучшее для страны, а не для себя, как раз путем избавления от такого как он и его последователи!). И вот тут я подумала о том, что современные авторы вполне закономерно не захотели выводить эту линию. Современный читатель/зритель не может воспринимать все это так же, как читатель 19 века. Мы ЗНАЕМ, что было дальше. Мы знаем, что надежды Степана Верховенского не сбылись. Финал сериала, которым многие возмущаются - он об этом. Мы-то уже знаем, что Петр Верховенский победил. Так что вот он вам в финале - с улыбочкой победителя (и наследником, ага, ПРОДОЛЖЕНИЕМ своим). И “раскачка”, действительна пошла такая, какой свет еще не видывал. Он победил тогда и он побеждает теперь - этих "наших" полным-полно - "учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью, адвокат, защищающий образованного богатого убийцу, администраторы, литераторы.. О, наших много, ужасно много, они и сами не знают, что они наши" - это все тоже чертовски актуально, к сожалению.

Как я уже писала, у Достоевского всегда два слоя - "живой" и "идейный, символический". Возможно в сериале пытались отобразить и это - символизма тут много и сперва мне это не понравилось, показалось слишком прямолинейным. Все эти пляски со свиньями, разглядывание в микроскоп бабочки - “красота в приближении” и это как сам Ставрогин, который красив и внешне и какими-то своими чертами - бесстрашен, умен, но при ближайшем рассмотрении ("под микроскопом") ужасен и отталкивающ. Но потом я подумала, что может это как раз способ передать вот эту "слоистость" - только у литературы свой язык, а у кино свой.. В телеинтервью Хотиненко рассказал про картину "Тщеславие" (Яна Ван Хемессена), которую он использовал для создания образа Ставрогина.
Lille_Hemessen_vanitas.JPG

Он и непосредственно в кадре ее показал (в первой же серии, когда Петр Верховенский приходит к Ставрогину, а тот с бабочками возится). То есть тут несколько слоев - и тот, который я увидела (про красоту) и крылья бабочки как символ суетности и тщеславия, и недолговечности этой красоты и как символ перерождения.
Да и к тому же - попытка передать какие-то дополнительные смыслы ценна и похвальна в любом случае, даже если отдельные зрители не согласны с формой или с самими смыслами или не считали их..

А самый большой плюс этой экранизации в том, что герои (по крайней мере главные) живые многомерные люди, а не просто “выразители идей”. И отличный каст, просто замечательный! Ставрогин, Верховенский-мл, Лебядкина - это прям удача, идеальное попадание.
Максим Матвеев - Николай Ставрогин.
DY0vN-7XUAEnUfH.jpg

Он красавчик и это правильно, Ставрогин и описан у Достоевского красавцем. Но чертовщинка в нем какая-то есть.
besy2014_17.jpg

Антон Шагин - Петр Степанович Верховенский.
besy2014_18.jpg

Все время в перчаточках - это замечательный ход, просто браво!
besy2014_20.jpg

Верховенского-мл. играют обычно серьезным злодеем таким, иногда демоническим даже - ну как же, интриган, лжец, подлец и убийца. А Шагин его играет именно таким, каким он описан у Достоевского: “обыкновенно он никогда не казался серьезным, всегда смеялся, даже когда злился, а злился он часто”. И по тексту романа рассыпано - смеется, улыбается, слишком много смеется, “шут”.
besy2014_16.jpg

Мария Шалаева - Лебядкина. (Я ее еще с фильма "Русалка" запомнила, она классная!)
besy2014_23.jpg

И если у последней всего несколько сцен, то первые два держат на себе весь фильм и его стоит посмотреть хотя бы только из-за них.
besy2014_14.jpg

Шатов - Евгений Ткачук.
besy2014_25.jpg

Кириллов - Алексей Кирсанов.
besy2014_11.jpg

Они оба тоже огромные молодцы! Но и другие не подкачали, правда. Наталья Курдюбова - губернаторша, Сергей Маковецкий - следователь Горемыкин, Мария Луговая - Даша, Надежда Маркина - генеральша Ставрогина, Борис Каморзин - Лебядкин.

Мне не понравились только трое - Иванна Петрова (Лиза) - красивая очень, но играет как рыба снулая, Александр Галибин, которому не удался губернатор, по моему мнению, и Игорь Костолевский, который совершенно никак сыграл Степана Верховенского (у них есть сцена с Шагиным и тот его переигрывает просто в сто раз).

В общем, не идеальная экранизация, я могу ко многому придраться, но плюсов, мне кажется, больше чем минусов. По крайней мере ознакомиться однозначно стоит.


Ну и наконец, в том же 2014 вышла еще одна версия Бесов. Это оказался лютый артхаус.
besy2014_2.jpg

Евгений Ткачук спродюсировал и сыграл Петра Верховенского, а Роман Шаляпин срежиссировал и сыграл Виргинского. Забавно, что у Хотиненко Ткачук играл Шатова, но видимо очень хотел Верховенского - вот и сыграл.
besy2014_1.jpg

Это очень сокращенная версия и очень уж по мотивам - только линия заговора с целью убийства Шатова и самоубийство Кириллова. Герои немного перемешаны, их всего 8 - Виргинский, Эркель (это женщина тут), Кириллов, Шатов, Липутин и Лямшин. Ставрогин есть, но в виде трупа и призрака, являющегося Верховенскому. Текст Достоевского вроде даже сохранен, но произносят его зачастую не те герои и не тогда. И если сначала это такая вневременная версия политического заговора и убийства - безо всяких объяснений и привязок к реальности, какие-то разборки в индустриальной заброшке - чистая абстракция и психологические игры. То последние минут 15 начинается треш и угар - Верховенский насилует революционерку Эркель, а потом бегает голышом в воображаемом белом пространстве (как в Матрице), где встречается с разными героями и с разных ракурсов демонстрирует накаченную фигуру и полное отсутствие комплексов. А в какой-то момент облизывает “труп” повесившегося Ставрогина, так что тот, бедняга, даже моргает. В общем, не для средних умов, я спасовала перед такой прогрессивной формой, мне она помешала воспринять содержание.
Но плюс тоже есть - это единственная версия, где совершенно не раздражает музыкально-звуковое сопровождение! А, еще один плюс - длительность этого киноопуса ровно час, самая короткая версия из всех.

Вообще мне удивительно, что из пяти версий большинство (четыре) не переносят действие в другое время, а воспроизводят вторую треть XIX века. Пятая же версия не столько осовременивает, сколько выносит ЗА рамки времени. А перенос этого сюжета в современность прям просится! Ставрогин - что-то типа модного видео-блогера, который уж и не знает чем бы еще шокировать подписчиков, но девки все равно вешаются на него гроздьями, достали.. Сделать несколько гендерных замен - чем современные радикальные феминистки и лгбт хуже прогрессивных революционеров прошлого века? Интересно, может в театре есть такие версии, просто я не видела?
Tags: Киношка, Сериалы-мини/макси
Subscribe

  • Отели с кухнями (и без)

    Хотела рассказать про кухни в отелях, раз это все-таки кому-то интересно оказалось. Но только про кухни что писать-то? Чистые и красивые кухни - это…

  • ***

    Про зимнюю Вологду обещанное до сих пор не написала, а на прошлой неделе мы на весенние каникулы метнулись в Кисловодск и Пятигорск и про них тоже…

  • Cамые популярные записи этого блога за прошлый год

    ЖЖ прислал статистику просмотров. Самая популярная запись - внезапно "Киноавгуст - Кино VS theatreHD - 2". Это потому что ее вывели в…

  • Ухоженные женщины

    В дружественном ЖЖ возникла тема об ухоженных женщинах - кто это, как это и зачем. Ссылку на пост давать не буду, он все равно под замком, но если…

  • ***

    Разбираю фоточки со спасенной телефонной фотокарты и осенние с фотоаппарата. Очень хочется поделиться :) Постараюсь сделать это в ближайшее время.…

  • Флешмоб

    По моей френдленте уже некоторое время гуляет флешмоб "выбери или/или", меня зацепило и мне достались 7 вопросов от olgalit: 1. Какую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Отели с кухнями (и без)

    Хотела рассказать про кухни в отелях, раз это все-таки кому-то интересно оказалось. Но только про кухни что писать-то? Чистые и красивые кухни - это…

  • ***

    Про зимнюю Вологду обещанное до сих пор не написала, а на прошлой неделе мы на весенние каникулы метнулись в Кисловодск и Пятигорск и про них тоже…

  • Cамые популярные записи этого блога за прошлый год

    ЖЖ прислал статистику просмотров. Самая популярная запись - внезапно "Киноавгуст - Кино VS theatreHD - 2". Это потому что ее вывели в…

  • Ухоженные женщины

    В дружественном ЖЖ возникла тема об ухоженных женщинах - кто это, как это и зачем. Ссылку на пост давать не буду, он все равно под замком, но если…

  • ***

    Разбираю фоточки со спасенной телефонной фотокарты и осенние с фотоаппарата. Очень хочется поделиться :) Постараюсь сделать это в ближайшее время.…

  • Флешмоб

    По моей френдленте уже некоторое время гуляет флешмоб "выбери или/или", меня зацепило и мне достались 7 вопросов от olgalit: 1. Какую…