Бобры и другие гиганты суши (baby_lyaliko) wrote,
Бобры и другие гиганты суши
baby_lyaliko

Эски-Кермен -2019

Новый год практически через неделю, надо срочно обещанное писать! Про древний пещерный город Эски-Кермен я прочла лет двадцать назад в маленькой книжечке "По горному Крыму" издательства "Искусство", она до сих пор стоит у меня в шкафу! И все эти годы я хотела попасть в Эски-Кермен. На соседнем Мангупе я была несколько раз, а с Эски-Кермен не складывалось как-то - какие-то годы экскурсий туда не было, а в одиночку я по таким местам не ходок. Потом пошли дети, а с младенцами я тоже по таким местам не ходок. И вот осенью этого года наконец все совпало! Дети подросли, экскурсии нам не нужны - информации в интернете теперь гораздо больше, чем в моей книжке, да и в Эски-Кермен пришла цивилизация - теперь туда продают билеты, есть план-схема, кое-где есть мостки в опасных местах. У подножия Северного дозорного комплекса теперь "Эко усадьба" - кафе, гостевой дом, "живой уголок" и прочие развлечения.

Как все советуют, мы оставили машину на стоянке с северной стороны и пошли обходить гору, чтобы попасть в город через южный вход.

Слева тоже столовая гора и заманчивые виды!

А подъем на плато местами очень крут! Хорошо, что осень и не жарко.

Зато наверху что-то интересное и дети позабыли ныть и не оглядываясь побежали исследовать местность.

А виды сверху какие!

Дорога в город с западной (если не путаю) стороны.

Остатки храма. К моему удивлению полно туристов - а мне казалось никого не будет - конец октября, совсем не сезон. Что же тут летом? Толпы как в Чуфут-Кале?

Вход в город.

Главные городские ворота - в смысле были где-то на этом месте много сотен лет назад :)

Небольшой пещерный комплекс левее от ворот. Пещеры скорее всего хозяйственного назначения. Хранили в них чего-нибудь, а в эти круглые отверстия засыпали или заливали..

Ну а сейчас дети с удовольствием полазили - очень круто спуститься в пещеру через круглую дырку в потолке, а потом через нее же вылезти обратно на плато :)

Лестница в эту пещеру идет по краю скалы - со стороны смотреть как дети туда-сюда бегают прямо у пропасти очень тревожно :)

На некоторых фото, которые я встречала в интернете, видно, что в эту пещеру ведут мостки (через узкую, но очень глубокую пропасть). Но при нас ничего такого не было и попасть туда не удалось.

Виды продолжают восхищать.

И свет! И осенние краски!

Заходили посмотреть на остатки базилики, там детям было скучновато - пещеры интереснее. А потом мы дошли до большого комплекса пещер и опять все оживились! Пещер там действительно много - мы оттуда еле ушли и только потому, что надо было до захода солнца успеть посмотреть южный дозорный комплекс.

Помещений много, в несколько ярусов, можно переходить из одного в другое, спускаться и подниматься.

Дети немедленно разбежались и только и было слышно - ух ты, а а тут можно спуститься ниже! а вот сюда ты заходил? А тут еще пещера! И еще!

Каменные лестницы меня завораживают.

Нога для масштаба. Мне кажется это была стена или ограждение..

Осадный колодец.

Он кажется очень глубоким, далеко мы не полезли, страшно - ступени очень стерты и чем глубже, тем больше.

И наконец, когда я думала, что все самое красивое и интересное мы уже увидели, мы вышли к Северному дозорному комплексу.

Узкий "нос" Эски-Кермен устремлен на север и у самого кончика этого "носа" стоит еще одна небольшая скала - это и есть Северный дозорный комплекс. По описанию кажется, что ничего особенного - ну скала, ну опять лестницы вырублены и пара пещер. В реальности там перехватывает дыхание от красоты. Я даже описать не возьмусь. Никакие фотки не передают и близко, конечно. Такая ширь и даль и такой простор!

Лестница к Дозорному комплексу.

Выход на плато.

Вид с обратной стороны

Основная часть Эски-Кермен как застывший корабль или окаменевшее древнее чудище, которое медленно двигается сквозь время.

Дикий пещерный котик. Но перед запахом колбасы не устоял - выцарапывал ее из рук! И потом провожал нас вниз - то ли в надежде еще колбасы получить, то ли чтобы убедиться, что мы ушли из его владений :)

В общем, все советуют правильно - начинать осмотр лучше с юга и приходить сюда как к завершающему аккорду. А потом крутая, но короткая дорога вниз и вы оказываетесь в точке, откуда стартовали. Там автостоянка, касса, кафе, короче возврат к обычной жизни.
Tags: Другие места, Крым

• Киноиюль - комедии

Киноиюнь был довольно сложный и в июле я решила разгрузить голову и смотреть что-то легкое и приятное. Рискнула выбрать комедии. По прошлому опыту…

• Киноиюнь - драмы о бизнесе и бизнесменах

Еще можно было бы назвать "драмы о деньгах", потому что практически все фильмы в десятке про деньги. Деньги-деньги-деньги. Смотреть было…

• "Аудиенция" и "Трилогия братьев Леман"

Киноиюнь будет с темой "фильмы о бизнесе и бизнесменах" и на фильме "Игра на понижение" я вспомнила о шикарном спектакле, который смотрела больше…

• Крым - лето 2020 (продолжение)

Продолжаю рассказ про нашу поездку в Крым прошлым летом. Начало тут. После Кацивели мы направились в Феодосию. Мы были там в 2017 и в целом…

• Дивногорье и Крым - лето 2020

На днях я уронила телефончик - самое обидное, что с высоты кровати всего-то, но он сказал КРЯ и отказался включаться. А там же ФОТОЧКИ! Нет, там…

• Отели с кухнями (и без)

Хотела рассказать про кухни в отелях, раз это все-таки кому-то интересно оказалось. Но только про кухни что писать-то? Чистые и красивые кухни - это…